Через призму советской ретуши: редкие фотоколлажи из архива времён Великой Отечественной войны


Во время Великой Отечественной советские плакаты, гражданские и фронтовые газеты, листовки, радиопередачи называли «третьим фронтом».

Простой фотограф оказаться на фронте с камерой в руках возможности не имел – это приравнивалось к военному преступлению. Снимали в армии только командированные фотографы, которые должны были отсылать негативы в Совинформбюро, где их ретушировали. Порой из фото различных авторов составляли коллажи, а затем подкрашивали их чернилами или гуашью.
В этом обзоре редкие снимки из уникального архива, который принадлежит украинскому фотографу Артуру Бондарю.

В годы Великой Отечественной пропаганда и агитация стали одним из мощнейших инструментов поддержания боевого духа бойцов Красной армии и граждан Советского Союза.

1preview

Знаменитые советские плакаты, листовки, фронтовые и гражданские газеты, радиопередачи и трансляции записей во вражеских окопах называли «третьим фронтом».

2preview

Решение о производстве подобных материалов было принято в первые дни Великой Отечественной войны.

3preview

Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.

4preview

Уже 24 июня 1941 года ответственным за пропаганду на радио и в печати было назначено Совинформбюро.

5preview

Во время Великой Отечественной войны простой фотограф не имел возможности попасть на фронт: иметь камеру и фотографировать приравнивалось к военному преступлению.

5preview

Командированные фотографы отсылали негативы в Совинформбюро, где они подвергались ретуши. Из разных фотографий разных авторов составлялись батальные коллажи, после чего их подкрашивали гуашью и чернилами.

7preview

Это называлось «художественной ретушью», поскольку занимались этим мастера с художественным образованием.

8preview

После ретуши делались фотокопии коллажей, которые и пускались в печать.

9preview

Из-за крупного газетного растра практически невозможно было рассмотреть искусно выполненную манипуляцию.

10preview (1)

После развала СССР найти настоящие коллажи того периода было практически невозможно.

11preview

Однажды Артур Бондарь заметил нечто похожее на оригинальный коллаж на барахолке в Грузии. Тот экземпляр был в ужасном состоянии.

12preview

После этого фотограф начал искать раритеты на блошиных рынках в разных городах (Тбилиси, Харькове, Одессе, Киеве, Москве и других). Так он добавил в свою коллекцию еще несколько интересных коллажей.

13preview

После того как Бондарь обнаружил архив советского фотографа Валерия Фоминского, с ним связался частный коллекционер, у которого имелось солидное собрание коллажей времен Второй мировой войны.

14preview

Он хотел продать свое собрание тому, кто покажет эти фотоколлажи миру, чтобы они не лежали без дела.

14preview



Источник