На удивление авангардная ранняя советская фотография

С 25 сентября 2015 года в нью-йоркском Еврейском музее проходит выставка «Сила изображения: ранняя советская фотография, раннее советское кино». Мероприятие продлится вплоть до 7 февраля 2016 года. В фотографиях выставки прослеживается характер прошлого — периода после русской революции, когда фотографы, многие из которых евреи, избавившиеся от царского антисемитизма, занялись документированием становления и развития молодой страны. При новом руководстве поменялись и веяния в фотоискусстве.

avangardnaya-sovetskaya-fotografiya_1

Георгий Зельма, «Встреча в колхозе», 1929 год.

Поскольку в 1920-е годы 70 процентов населения Советского Союза было безграмотным, задачам коммунистической пропаганды действенно служили фотографии и кино, говорят организаторы выставки Дженс Хоффман и Сьюзен Тумаркин Гудман. Изначально авангардистские методы поощрялись.

«Радикальный стиль представлялся выражением радикальной политики. Какое-то время художественное измышление мощно и плодотворно взаимодействовало с активизмом», – сказал заместитель директора музея Дженс Хоффман.

avangardnaya-sovetskaya-fotografiya_2

Александр Родченко, «Скачки», 1935 год.

avangardnaya-sovetskaya-fotografiya_3

Аркадий Шайхет, «Встреча челюскинцев», 1934 год.

Shaikhet; Light Bulb in a Hut; 1936

Аркадий Шайхет, «Лампочка Ильича», крестьяне впервые включают электричество, 1925 год.

avangardnaya-sovetskaya-fotografiya_5

Слева: Аркадий Шайхет, «Монтаж конструкции глобуса на Центральном телеграфе», 1928 год. Справа: Аркадий Шайхет, «Парашютистка Катя Мельникова», 1934 год.

В первые годы советской власти образовались две важные организации для профессиональных фотографов: группа «Октябрь» и Российское объединение пролетарских фотографов (РОПФ). Члены «Октября», в том числе конструктивистский фотограф Александр Родченко, хотели создавать изображения, которые вдохновляли бы зрителей и по-новому представляли бы общество.

«Проникнутые революционным духом, эти фотографы активно экспериментировали в авангардистских направлениях, использовали неожиданные и драматические точки обзора, поразительные ракурсы, фотомонтаж и фотограммы. Например, фотографы «Октября» призывали к документированию индустриализации и изображению промышленных площадок в виде радикально абстрагированных крупных планов или сжатых в ограниченном визуальном пространстве», – сказал Хоффман.

Работы Родченко и таких конструктивистских фотографов как Эль Лисицкий, Борис Игнатович влияли на фотокорреспондентов, включая тех, кто основал РОПФ. Но авангард вскоре исчез из советской фотографии.

С приходом к власти Иосифа Сталина фотографы были вынуждены создавать кадры, иллюстрирующие совершенство советской жизни и государства, а не реальную обстановку на местах. К 1932 году независимые стили уже считались недопустимыми. Художественные организации распустили и заменили управляемыми государством союзами.

avangardnaya-sovetskaya-fotografiya_6

Георгий Зельма, «Военный парад на Красной площади», 1933 год.

avangardnaya-sovetskaya-fotografiya_7

Слева: Александр Родченко, «Девушка с “Лейкой”», портрет Евгении Лемберг, ученицы Родченко, 1933 год. Справа: Георгий Петрусов, «Азиатский матрос», Калифорния, 1935-36.

avangardnaya-sovetskaya-fotografiya_8

Аркадий Шайхет, «Красная армия, идущая по снегу», 1927-28.

avangardnaya-sovetskaya-fotografiya_9

Аркадий Шайхет, «Экспресс», 1939 год.

avangardnaya-sovetskaya-fotografiya_10

Слева: Георгий Зельма, «Три поколения в Якутске», 1929 год. Справа: Александр Родченко, «Спортивный парад на Красной площади», 1936 год.


Источник