Шизгара: грустная история солистки группы Shocking Blue

К 70-летию со дня рождения незабываемой солистки группы Shocking Blue.

Принято считать, что этот коллектив относится к условной категории “one hit wonders” (герои одного хита, то бишь). Номинально так оно и есть. Однако, несмотря на то, что Нидерланды подарили миру не один симпатичный музыкальный проект — Golden Earring, Focus, Teach-In, Mouth & Macneal, Within Temptation среди прочих, — именно гаагская команда The Shocking Blue, фокус-центром которой была Маришка, является, несомненно, лучшей голландской поп-рок-формацией. Так почему же группа, записавшая легендарную «Venus», так и не смогла добиться полноценного мирового признания, и почему же её прекрасная вокалистка исчезла со всех музыкальных радаров?

1507652806_e-news.su_154605f63fc3

До появления в репертуаре группы пресловутой «Шизгары» (о, как же опостылело это неуклюжее погонялово) «Шокирующая печаль» (или «Потрясающая синева», кому как угодно) была не более чем составом местного значения, эдакой искоркой на неброском музыкальном небосклоне Нидерландов. Впрочем, в арсенале коллектива имелся даже студийный альбом — симпатичный, но не более того. Вокалисту Фреду Де Вильде явно недоставало «мяса» в голосе, попросту индивидуальности. Чувствовал это и основатель проекта, гитарист и автор всех песен Робби ван Леувен.

1507652841_e-news.su_bddf58857b0e

И вот тут-то на передний план — в прямом и переносном смыслах — выходит наша героиня. Однажды менеджер коллектива Цеес ван Леувен присутствовал на джазовом фестивале, проходившем в городке Лусдрехте, где, среди прочих, выступала группа Bumble Bees. Вокалисткой «Шмелей» была, как нетрудно догадаться, Маришка Вереш. Глубокое, джаз-роковое контральто, экспрессивная манера пения, заметно отличавшаяся от стилей исполнения других местных вокалисток того времени, привлекательная, экзотическая внешность… Вот то, что надо — подумал импресарио, и его восторженную оценку полностью разделил лидер Shocking Blue. Певица дала согласие, вопрос был решен.

Композиция “Venus” действительно сорвала банк, став чуть ли не первым в истории сочинением коллектива из не англоговорящей страны, сумевшем оккупировать верхнюю строчку национального американского хит-парада. Это единственная вещь в каталоге группы, известная во всех уголках земного шара, на нее сделано множество кавер-версий, она фигурирует в ряде рекламных роликов. Да и вообще, думается, «Венера» с легкостью должна по умолчанию входить в Тор 100 лучших рок-песен всех времен.

Казалось бы, держать в том же духе: а ну-ка, девушка, а ну-ка, парни! Но музыкантам, судя по всему, банально не хватило коммерческого чутья. Не будем забывать, что в исторической парадигме ансамблю немного не повезло: ведь творческий пик Shocking Blue пришелся на период, когда о новых музыкальных проектах судили прежде всего по синглам — эпоха альбомов еще в полной мере не вступила в свои права. Поэтому успех первой сорокапятки, каким бы громким он ни был, — являлся своего рода палкой о двух концах.

Именно по этой причине многие артисты шестидесятых хитрили: если первый сингл попадал «в яблочко», то следующий они старались выпустить по максимально схожему лекалу. Как правило, это срабатывало, и коммерчески успешная карьера более-менее задавалась. Но ежели вторая сорокапятка била «в молоко», то от проекта, как правило, отворачивались, считая его группой-однодневкой.


Маришка с почётными наградами на ступенях отеля Хилтон в Амстердаме, сентябрь 1970 года:

1507652771_e-news.su_654c53e639c8

И вот здесь наши герои дали промашку. Мир ждал от Shocking Blue очередной “Venus”, а получил довольно-таки невнятный опус под названием “Mighty Joe”. По инерции, эта композиция еще зацепилась за Тор 50 журнала “Billboard”. Но на этом славная чартовая история группы, по сути, закончилась.

Однако горький парадокс заключается в том, что, несмотря на утрату интереса к ансамблю со стороны основных рынков музыкальной продукции (США и Великобритания), песни он продолжал создавать изумительные. Голос Маришки матерел и расцветал от года к году, мелодии Робби становились все более изысканными, а аранжировки — утонченными.

1507652860_e-news.su_3e083c1a27ca

Но коммерческий успех… Этот лукавый собрат любого поп-проекта оставлял нашим героям желать лучшего, ограничившись, по сути, несколькими странами континентальной Европы и всегда благоволившей западной рок-эстетике Японией. И, худо-бедно продержавшись до середины 70-х (и даже пережив уход Робби ван Леувена, справедливо полагавшего, что группа заслуживала куда большего признания, чем то, что выпало на ее долю), Shocking Blue прекратили свое существование.

Авторских отчислений от альбомов и синглов группы Робби вполне хватало для того, чтобы не проявлять в дальнейшем сколь-нибудь заметной творческой активности. А наша героиня была вынуждена заняться сольной карьерой. Но то ли из-за неимения в распоряжении достойного материала, то ли из-за недостатка амбиций и отсутствия желания пиариться, сколь-нибудь заметного успеха певица не добилась.

1507652840_e-news.su_d05763bebed9

Маришка Вереш — вообще уникальный случай в истории популярной музыки, в особенности если вести речь о представительницах прекрасного пола. Обладая такой сногсшибательной внешностью, помноженной на столь внушительные вокальные данные, эта дама могла бы с легкостью не только удержаться на плаву в волнующемся мире шоу-бизнеса, но и стать одной из ярчайших его представительниц — наряду со Стиви Никс, Шерил Кроу или Тиной Тернер.

Но дело в том, что яркий облик Маришки полностью контрастировал с ее внутренним миром. Будучи человеком публичным только по мере необходимости, Вереш вне сцены предпочитала оставаться в стороне от света софитов. Поэтому о её личной жизни — за исключением того, что она никогда не была замужем, не имела детей, обожала кошек и сладости, — мало что известно.

1507652882_e-news.su_c1267d324efe

Впрочем, бывают люди, жизненные перипетии которых не требуют «расшифровок» — самой своей деятельностью, профессией, если угодно, такие персоны говорят больше, чем любые посвященные им толстенные талмуды или снимки папарацци. Поставьте любой диск Shocking Blue, проникнитесь чарующим голосом вокалистки, и полная калейдоскопических красок общая картина предстанет во всей обезоруживающей полноте.

Кстати, если провести среди отечественных рок-меломанов опрос с целью выявить самую любимую западную рок-вокалистку, Маришка Вереш имеет все шансы занять в таком условном списке первое место.


Источник


Adblock
detector