Великий гитарист Джанго Рейнхардт


В 2017 году году ежегодный кинофестиваль «Берлинале-2017» открывал фильм о Джанго Рейнхардте «Джанго» — режиссерский дебют Этьена Комара.

Главную мужскую роль в фильме «Джанго» исполнил французский актер Реда Катеб. Великий Джанго Рейнхардт поистине является одним из создателей Gypsy Swing, «джаз-мануш» или цыганского джаза.

1505129304-1796820218

Джаз-мануш (jazz-manouche) — европейское направление джаза, известное также как цыганский джаз (gypsy-jazz) и цыганский свинг (gypsy-swing), совмещающее традиционную музыку цыган этнической группы «мануш» и джаз.

1280x720-KIQ

Жан-Батист «Джанго» Рейнхардт родился 23 января 1910 года в местечке Ливерши, недалеко от города Шарлеруа, в бельгийской провинции Брабант, и вырос в цыганском таборе под Парижем.

django-reinhardt-child1 (1)

С детства Джанго привлекали струнные инструменты: сначала скрипка, потом банджо – до эпохи гитар это был главный аккомпанирующий инструмент, часто в дуэте с аккордеоном. В 9 лет Джанго уже был виртуозом шестиструнного банджо. Даже аккордеонист Фредо Гардони, говорил именно об этом его умении, хотя в том возрасте будущая легенда пока только удивительно ловко вырезал из дерева миниатюрные фигурки.

1335490 (1)

Аккордеонист Фредо Гардони оставил воспоминания об этих безвозвратно ушедших временах: «Джанго начинал как исполнитель на банджо в «Rose Blanche» в порту Клинянкур у старой таможни, совсем рядом с обычным местом расположения таборов. Это был настоящий кабачок-guinguette, где вы могли отведать устриц и жареного картофеля, выпить белого вина и потанцевать. Первый раз я встретил Джанго, когда он занимался вырезанием из дерева игрушечных дрожек с миниатюрными лошадками. Это было классно — настоящий маленький табор. Джанго было девять лет и уже тогда он великолепно играл на шестиструнном банджо. Настолько хорошо, что выиграл приз на танцах в Рю дю Лап».

Django-Reinhardt-young-1024x576

Когда музыканту исполнилось 18 лет, произошло то, что должно было поставить крест на Рейнхардте как на музыканте. 2 ноября 1928 года Джанго, вернувшись домой, случайно опрокинул подсвечник на искусственные цветы, которые делала его жена на продажу. Все вспыхнуло в считаные минуты. Джанго удалось остаться в живых, но сильно была изувечена левая рука, на которой теперь двигались только 2 пальца.

untitled (1)

На полтора года Джанго был прикован к постели, а его музыкальная карьера оказалась под большим вопросом. Видя его страдания, младший брат Джанго принес ему гитару, и покалеченный Рейнхард начал заново учиться играть, заставив персонал госпиталя Святого Луи открыть рот от удивления. Длительными болезненными упражнениями молодой гитарист смог, вопреки всем ожиданиям, преодолеть увечь, попутно разработав собственную самостоятельную технику игры.

Джанго Рейнхардт изобрел «двухпальцевую технику игры» на гитаре

4

Джаз и Джанго как будто были созданы друг для друга. Как говорил сам Джанго: «Джаз привлекал меня, поскольку я находил в нем совершенство формы и инструментальную точность, которыми я восхищался в классической музыке, но не мог найти в фольклоре».

iYEEV530N (1)

Уникальный стиль игры Джанго и фактически придуманный им стиль джаз-мануш (сочетание джаза с цыганской музыкой) быстро сделали его популярным во Франции, где он жил с детских лет. Отсутствие образования и незнание правил этикета не помешали ему влиться в круг парижских интеллектуалов, ценивших талант, природный ум и живой характер музыканта.

iPKQX5SD2

Знакомство со скрипачом и пианистом Стефаном Грапелли (Stéphane Grappelli) переросло в самый знаковый скрипично-гитарный дуэт своего времени. В 1934 году Рейнхардт и Граппелли организовали Quintette du Hot Club de France, который, несмотря на необычную музыку, слишком «шумную» для одних и слишком эстетичную – для других, быстро добился популярности и контрактов с такими крупными лейблами, как Decca, Gramophone, Swing и HMV.

gxxl187 (1)

«Джанго был гением, намного опередившим свое время. Многие другие гитаристы попросту боялись сравнений с ним, и было немало тех, кто ничуть не сожалел потом о его уходе из жизни»

22b3d6c6706912002777f7173c9

«Nouveau Quintette du Hot Club de France», как теперь назвался состав Джанго, был полным триумфом. Ночные клубы и мьюзик-холлы Парижа буквально дрались за право предоставить им площадку для выступления. Они триумфально выступали в «Olympia», «Moulin Rouge», в «Le Ciro’s», «Le Doyen» и т.д. Вскоре и Париж оказался мал для группы, и она отправилась с гастрольными турами в провинцию.

Django-Reinhardt-Duke-Ellington (1)

Заезжие американские джазмены все как один стремились познакомится с Рейнхардом. Только в 1935 году клубы, в которых работал Джанго, удостоились визитов солистов калибра Луи Армстронга, Кольмана Хокинса и Артура. Можно только сожалеть, что совместные джемы Рейнхардта с этими артистами не были записаны.

i07RVCZLT (1)

В годы оккупации Франции Джанго играл даже больше, чем когда это делал ради денег. Дело в том, что нацисты не переносили джаза, этого «кривляния чёрных недочеловеков», любой джазмен подвергался унижениям, арестам, цензуре, а цыган мог быть просто пристрелен без суда и следствия, как случалось то и дело. Каждый концерт Джанго был вызовом оккупантам, дарующим надежду и смелость духа французам-слушателям.

задолго до смерти музыкант переезжает с семьей — Софи «Нагин» Циглер, вторая жена, и сын Бабик — из Парижа в тихий городок Самуа на Сене, где в последствии будут проводиться музыкальные фестивали в честь Джанго Рейнхардта. Там, по воспоминаниям сына Бабика, музыкант вел уединенную жизнь, переосмысливая свое творчество и слушая много музыки других композиторов: от классики до бибопа. Он умер 16 мая 1953 года от инсульта в больнице Фонтенбло. Музыканту было всего 43 года.

С сыном Бабиком

django-reinhardt-withchild-1024x892

В интервью Melody Maker в 1954 г. Стефан Граппелли сказал: «Джанго сделал для гитары больше, чем кто-либо в джазе. Его стиль игры был не похож ни на один другой, благодаря ему джаз стал другим. Будет еще много выдающихся гитаристов, но никогда не будет другого Рейнхарда. Я просто уверен в этом».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA



Источник