Вырезать и замазать: Фотоманипуляции Второй мировой


Множество «фронтовых» снимков советская пропаганда делала так: фотографии разных авторов нарезались, собирались в коллажи, ретушировались, фотокопировались и печатались в более низком качестве. Артур Бондарь делится частью архива таких оригинальных коллажей.

История фотоманипуляций в целях пропаганды ведет нас глубоко во времена СССР; один из наиболее влиятельных ее периодов — Вторая мировая. Советскую пропаганду того времени — плакаты, листовки, фронтовые и гражданские газеты — называли «третьим фронтом». Они использовали образы, придуманные Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Отделением по работе с войсками противника РККА. Уже 24 июня 1941 года Совинформбюро стало ответственным за пропаганду на радио и в печати.

Во время Второй мировой войны фотограф не мог попасть на фронт или в прифронтовую зону без специального письменного разрешения; съемка без него приравнивалась к военному преступлению. Командированные фотографы отсылали свои негативы в Советское информбюро, где те жестко цензурировались, после чего могли быть как угодно использованы режимом. Часто в советских газетах эти снимки подвергались «художественной ретуши»: люди с профессиональным художественным образованием составляли из кусков снимков разных фотографов батальные коллажи и подкрашивали их белой гуашью и чернилами. Фотокопии коллажей пускали в печать; крупное зерно газетной печати почти не позволяло рассмотреть манипуляцию.

FRONT_collages_AB_01-1

FRONT_collages_AB_02-1

FRONT_collages_AB_03-1

FRONT_collages_AB_04-1

pic_001

pic_002

pic_003

pic_004

pic_005

pic_006

pic_007

pic_008

pic_009

pic_010

pic_011

pic_012

pic_013

pic_014

pic_015

pic_016

pic_017

pic_018

pic_019

pic_020

pic_021

pic_022

pic_023

pic_024

pic_025

pic_026

pic_027

pic_028

pic_029

pic_030

pic_031

pic_032

pic_033

pic_034

pic_035

pic_036

pic_037

pic_038

pic_039

pic_040

pic_041

pic_042

pic_043

pic_044

pic_045



Источник