Жизнь после «одноруких бандитов». Чем сегодня занимается бывший игорный король Борис Белоцерковский

Российский мультимиллионер Борис Белоцерковский заработал свое состояние в конце 1990-х — начале 2000-х в индустрии гемблинга, получившей широкое распространение в стране в те годы. Изменение законодательства в сфере азартных игр лишило его доходного бизнеса, однако предприниматель сумел нащупать новую доходную нишу. Сейчас его компания выпускает автоматы по продаже напитков и продуктов питания и показывает ежегодную выручку на уровне 6 млрд рублей.

Белоцерковский занялся производством игровых аппаратов, когда улицы российских городов наводнили игорные клубы. Спрос на слот-машины был очень высоким, но заказывать оборудование из-за рубежа оказывалось невыгодно. Предприниматель наладил линии по сборке автоматов в Санкт-Петербурге и долгое время работал под брендом Unicum. Компания выпускала «одноруких бандитов» и оригинальное программное обеспечение для них. Игры Unicum разительно отличались от хитов Novomatic и Megajack тематикой, которая соответствовала российскому менталитету и духу времени.

В начале 2000-х бизнесмен расширил свое влияние на российском рынке игорной индустрии, став партнером Олега Бойко, который выкупил права на бренд «Вулкан» и начал развивать сеть залов игровых автоматов. Салоны под вывеской Vulkan входили в огромный холдинг Бойко под названием Ritzio Entertainment. Эта компания также управляла игровыми клубами «Десперадо» и «Миллион», которые размещались не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в небольших российских городах.

Взрывной рост сферы гемблинга привел к тому, что в середине 2000-х общий объем рынка азартных игр в России оценивался в 5-6 млрд долларов и примерно пятая часть этих доходов приходилась именно на компанию Бойко. Основной акционер холдинга тогда занимал 31-ю строчку в списке богатейших людей России по версии Forbes , его состояние оценивалось в 960 млн долларов. Активы Бориса Белоцерковского были куда скромнее, но даже с принадлежащими ему 340 млн долларов он числился на 87-м месте в рейтинге Forbes!

Перераспределение сфер влияния в многомиллиардной индустрии произошло в 2006 году, когда российский президент Владимир Путин объявил о планах ограничить доступ граждан к азартным играм. На вступление закона в силу было отведено 3 года, в течение которых объемы рынка постепенно уменьшались, многие владельцы игровых салонов сворачивали свою деятельность или уходили в тень. Тогда Олег Бойко и Борис Белоцерковский официально вышли из азартного бизнеса. Тем не менее, оба предпринимателя смогли найти применение своим деньгам и талантам, и остались на плаву.

Человек и «Уникум»

После выхода из Ritzio Entertainment Борис Белоцерковский остался с заводом «Уникум», который выпускал игровые автоматы для раскрученной сети «Вулкан», многие из которых в настоящее время перебрались в онлайн пространство. Предприниматель решил не распускать коллектив, который на тот момент насчитывал до полутысячи человек, и начал думать, как можно перепрофилировать производство. Были попытки делать банкоматы, однако конкуренты не дали выйти на рынок с таким предложением, от идеи пришлось отказаться. Пришла другая мысль, которая оказалась удачной — выпуск вендинговых аппаратов — устройств для автоматизированной продажи напитков, продуктов питания, игрушек, сувениров и т.д.

Тогда в России на улицах и в торговых точках уже появились первые такие машины, однако устроены они были примитивно. Белоцерковский понял, что сможет вывести на рынок более совершенные модели благодаря опыту, полученному при разработке игровых автоматов. В слот-машинах применялись платы, которые позволяли программировать устройство, этим и решил воспользоваться предприниматель.

За счет автоматизации процессов сотрудники «Уникума» смогли предложить клиентам сокращение издержек и повышение качества сервиса для конечного потребителя. К примеру, специальное программное обеспечение позволяет отследить наличие конкретного товара в аппаратах, составить план по заполнению машины нужными позициями, вовремя убрать из автомата неликвид и т.д.

Помимо производства самих устройств Белоцерковский наладил бизнес по установке и обслуживанию вендинговых автоматов. Для этого предприниматель создал компанию-оператора Uvenco, которая закупает у «Уникума» до 10% выпускаемых машин, арендует точки для их размещения, наполняет товарами и ведет активные продажи.

Продукция завода ориентирована преимущественно на российский рынок, однако четверть всей техники с конвейера в настоящее время отправляется на импорт почти в 20 стран мира. Это своеобразное признание заслуг компании и качества аппаратов. Но разработчики не стоят на месте. С развитием интернет-продаж они начали предлагать владельцам онлайн-магазинов и службам доставки специальные почтоматы для централизованной выдачи онлайн-покупок. В общей сложности только в 2018 году завод изготовил 10 тысяч вендинговых аппаратов разных моделей, а выручка компании достигла 2 млрд рублей.

Вдвое больше удалось заработать оператору Uvenco. Сейчас эта компания является крупнейшей в России в сфере автоматизированных мелкорозничных продаж. В ее активе более 15 тысяч автоматов в 65 городах. Это чуть менее 10% всех вендинговых аппаратов в стране — по состоянию на 2018 год их общее число достигало почти 178 тысяч.

Остальные игроки на рынке владеют в лучшем случае сотнями машин и относятся к среднему или малому бизнесу. Более того, 9 из 10 таких компаний оказываются убыточными. Чаще всего владельцы компаний сталкиваются с проблемами по обслуживанию принадлежащего им парка аппаратов и с заключением договоров с арендодателями. Uvenco удалось наладить эту систему лучше других, и результат не заставил долго себя ждать.

Сам Белоцерковский с оптимизмом смотрит в будущее. Он понимает, от чего зависит рентабельность бизнеса, видит основные риски и пытается избегать главных ошибок. Во-первых, доходность вендинговых машин напрямую связана с их месторасположением. В людных местах, например, в аэропортах или на вокзалах, такие автоматы могут приносить владельцам до нескольких тысяч долларов, и этим необходимо пользоваться, активно развивая сеть. Во-вторых, нужно внимательно относится к товарам, которые загружаются в такие аппараты. Недавняя волна отравлений продуктами из автоматов Healthy Food сильно ударила по владельцам бизнеса: компании был выписан крупный штраф, а деятельность фирмы приостановили на 80 дней.

В планах предпринимателя, который удачно перепрофилировал бизнес по производству игровых автоматов, развитие сети SELF, где в вендинговых аппаратах предлагается не традиционный набор из шоколадок, сэндвичей и чипсов, а полуфабрикаты и готовые блюда. Белоцерковский уже инвестировал в этот бизнес 200 млн рублей и довел количество точек до 400 — преимущественно в столице и крупных городах.

Нетрудно посчитать, что на запуск одной точки приходится потратить в среднем полмиллилона рублей. Но период окупаемости в зависимости от местоположения составляет от года до полутора лет. В 2018 году выручка сети автоматизированных минимаркетов, как называет свой проект Белоцерковский, составила 300 млн рублей. В 2019 она вырастет до 700 млн. А в планах бизнесмена уже значится запуск очередного проекта — Борис Белоцерковский хочет открыть сеть небольших магазинов с автоматизированными продажами и использованием системы распознавания лиц.

Опубликовано: 12 февраля 2020

Adblock
detector