10 шедевров трансцендентального кино для переосмысления реальности
Эти фильмы бросают вызов нашему восприятию реальности, смерти, морали и множества других понятий, которые человечество привыкло воспринимать, как нечто неоспоримое. В общем, трансцендентальное кино вдохновляет на новые размышления.
В этом направлении преуспели такие выдающиеся кинорежиссёры, как Терренс Малик, Алехандро Ходоровски и Андрей Тарковский. Картины этих и других мастеров кино предлагаем вам в новой подборке.
Вход в пустоту / Enter the Void (Гаспар Ноэ, 2009)
Это настоящий галлюцинаторный шедевр. Загруженность кадров яркими красками и неоновыми огнями, звуковыми и визуальными эффектами уносит зрителя в фантасмагорический мир жизни, смерти и кошмара.
Оскар приторговывает наркотиками, а его сестра Линда танцует стриптиз. Они осиротели в раннем возрасте, когда родители погибли в автокатастрофе. Ещё в детстве Оскар поклялся никогда не покидать сестру. Но он гибнет во время полицейской облавы в баре. Далее зритель наблюдает за всем происходящим глазами Оскара, точнее его души. Повествование то уносится в прошлое, то возвращается в настоящее, погружаясь в альтернативные версии реальности.
Шаманка / Szamanka (Анджей Жулавский, 1996)
Сценарий написала феминистка, скандальная писательница и основательница польской Партии женщин Мануэла Гретковская. В «Шаманке» исследуется связь между сексом, обожествлением и подчинением женщины в современном обществе.
Действие фильма происходит в Варшаве, где студентка, которую все называют Итальянкой, ищет жильё. В одной из квартир она встречает молодого профессора антропологии Михала, с которым почти сразу вступает в жёсткий секс. На следующий день во время раскопок Михал со своими коллегами находит хорошо сохранившийся труп шамана возрастом более 2000 лет. Они обнаруживают, что у него проломлен череп.
Учёный не перестаёт думать о непредсказуемой Итальянке и причине смерти шамана, а его жизнь рушится на глазах.
Фильм получился провокационный. В «Шаманке» секс представлен как мощная практика, которая может быть способом выхода за пределы реальности. Из-за порнографичности картину не включили в программу Венецианского кинофестиваля и выпустили лишь в ограниченный прокат.
Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни / Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lives (Апичатпонг Верасетакул, 2010)
«Дядюшка Бунми», вышедший в 2010 году, стал первым тайским фильмом, который выиграл Золотую пальмовую ветвь. Главный персонаж, дядя Бунми, умирает от почечной болезни. Доживая последние дни, он вместе со своими близкими – то в бесплотной, то в физической форме – отправляется в путешествие, чтобы исследовать собственные прошлые жизни.
Этот фильм стал своеобразным продолжением другого проекта Апичатпонга Вирасетакула под названием «Примитив» и в основном сфокусирован на конкретной области Таиланда. Но предыдущие его работы больше сосредоточены на коллективной памяти региона в политическом и историческом аспекте, а «Дядюшка Бунми», по словам режиссёра, похож на «личный дневник».
Речь идёт о значении памяти, трансформации, реинкарнации и природе вещей перед лицом смерти. Очень интересный, размеренный фильм в стиле магического реализма для всех, кого интересуют причинно-следственные связи, предыдущие жизни и, конечно же, киноискусство.
Другие ипостаси / Altered States (Кен Рассел, 1980)
Кен Рассел пожаловал в жанр научной фантастики, сняв триллер по роману Пэдди Чаефски, в котором психолог Эдвард Джессуп ставит эксперименты по изучению пограничных состояний человеческого сознания. Он принимает галлюциногены, усиливая их действие сенсорной депривацией, и углубляется в мистические галлюцинации. Изменённое состояние – это идеальное слияние фантастики и психоделии в кино. Исследование учёного приводит его к моральному и физическому преображению, его сознание перестаёт отличать реальность от видений.
Агирре, гнев Божий / Aguirre, Der Zorn Gottes (Вернер Херцог, 1972)
Сюжет основан на реально произошедшей истории в 16-м веке. Испанский конкистадор Агирре отправился на поиски мифического города Эльдорадо. Организовав мятеж, властолюбивый и страдающий манией величия Агирре направляет команду вниз по реке к неизбежной гибели.
Картина вошла в историю как ода из лучших работ Вернера Херцога, принёсшая славу и режиссёру, и актёру Клаусу Кински, исполнившему ключевую роль. «Агирре, гнев Божий» – классика кинематографа, заслуживающая внимания каждого серьёзного поклонника мирового кино.
Объятия змея / El abrazo de la serpiente (Сиро Гуерра, 2015)
Сиро Гуэрра снял это амазонское приключение в чёрно-белом цвете. Мир самых богатых цветов сузился до оттенков серого. И всё же эта кинолента воспринимается на глубоком уровне, вы поймёте это, как только глаза привыкнут. Основой для «Объятия змея» послужили дневники двух исследователей, которые путешествовали по колумбийской Амазонии в прошлом веке.
Великое безмолвие / Die Grosse Stille (Филип Грёнинг, 2005)
В этом документальном фильме Филип Грёнинг знакомит нас с повседневной жизнью картезианцев в католическом монастыре Гранд-Шартрёз во французских Альпах. Режиссёр задумал эту картину ещё в 1984 году, но лишь 16 лет спустя получил разрешение на съёмку, и ещё два года ушло на редактирование материала. Фильм Грёнинга иллюстрирует способность людей переносить суровые аскезы, опираясь на веру.
Монахи-картезианцы отделены от внешнего мира и закрыты для посетителей. Они хранят строгий обет молчания, молятся, работают, учатся и верят, что таким образом приближаются к Богу, а в этом и заключается счастье, по мнению монахов. В «Великом безмолвии» Гёренинг показывает, что люди могут переносить серьёзные испытания, когда во что-то верят.
Барака / Baraka (Рон Фрике, 1992)
«Барака» – мощный визуальный шедевр, который унесёт вас в экскурсию по земному шару. В фильме используются невербальные средства повествования, поэтому он не нуждается в переводе. Просто наблюдаете за великолепными образами, слушаете звуки природы и этническую музыку. Это документальное кино о нашей планете и многообразии жизни на ней.
Древо жизни / Tree of Life (Терренс Малик, 2011)
Древо жизни – это размышления о смысле жизни глазами юноши. Самый загадочный американский режиссёр Терренс Малик снял кино, затрагивающее духовно-чувственную сторону человеческого бытия. Пытаясь объединить макрокосм и микрокосм, с помощью музыки и видеоряда автор отображает течение жизни — от ее возникновения, «начала» времен, и до жизни конкретной среднестатистической американской семьи середины XX века. Отдельного внимания заслуживают удивительные картины зарождения Вселенной.
Кояанискатси / Koyaanisqatsi (Годфри Реджио, 1982)
На языке индейцев хопи «koyaanisqatsi» означает «жизнь, выведенная из равновесия». Об этом и сообщает нам режиссёр, не используя речь, а лишь видеоряд оператора Рона Фрике, идеально дополненный атмосферной музыкой Филипа Гласса. Человечеству удалось задействовать технологии в каждом аспекте своего существования. Но мы пришли к опасной зависимости от их нестабильной мощи.
Известно, что Годфри Реджио 14 лет провёл в молитвах, безмолвии и постах, прежде чем его осенила мысль снять «Кояанискатси». «Мы не используем технологию – мы живём технологией», – считает режиссёр, создавший фильм о неуёмном аппетите технологической гомогенизации.
Источник