В руках этого британца дома тают, летают и сползают к ногам прохожих
Старое здание в лондонском Ковент-Гардене, безжалостно разрушенное посередине, таинственным образом парит в воздухе без заметной поддержки. В приморском городе Маргите новенькая кирпичная стена заброшенного дома словно стекает в палисадник. Красная машина Vauxhall Corsa висит вверх дном на асфальтированной дороге, поднявшейся от земли и свернутой в клубок. Все это дело рук Алекса Чиннека (Alex Chinneck) — британца, известного масштабными архитектурными иллюзиями.
Одну из первых крупных инсталляций — «Говорить правду сквозь фальшивые зубы» — Чиннек сделал в 2012 году: это было заброшенное здание фабрики с разбитыми окнами. Казалось бы, в этом нет ничего особенного — пока не понимаешь, что каждое из более чем 300 окон разбито одним и тем же способом.
Чиннек говорит, что любит искажать повседневность, но, в отличие от других художников, скромно признает, что в его работах нет какой-то глубокой идеи.
«Эти проекты не вызваны некой концепцией, они не пытаются донести никакое сообщение. Моя цель в том, чтобы поразить людей и просто немного их порадовать».
На следующий год художник создал иллюзию дома в Маргите, чей фасад словно сползает к асфальту и ложится перед домом. В том же году Алекс приобрел коммерческую недвижимость в центральном Лондоне и полностью ее переделал.
«Возьми мою молнию, но не трогай мой гром»
Пожалуй, лучшая иллюзия Чиннека — это левитирующий дом в Ковент-Гардене, установленный в 2014 году. Вместе с командой из 100 профессионалов — консультантов, продажников, инженеров — архитектор создал копию старого каменного здания в натуральную величину и поднял его верхнюю часть в воздух.
Это удалось сделать, спрятав в конструкции 12-метровую арматуру-противовес, которую маскирует безобидная зеленая будка. Установка здания шла восемь месяцев, проекту по традиции было присвоено необычное название: «Возьми мою молнию, но не трогай мой гром».
Все инсталляции Чиннека временные, и вживую их увидеть уже нельзя — можно только насладиться фотографиями.
«От коленей на носу к животу на пальцах», инсталляция в Маргите
Этот дом больше 11 лет пустовал, а Чиннек превратил его в главную достопримечательность британского городка. Он разобрал частично обвалившийся фасад и взамен построил новую кирпичную стену с окнами в занавесках, входной дверью и даже тарелкой спутникового ТВ.
Изогнутый фасад изготовили на кирпичном заводе в Гатвике, наклеив порезанные кирпичи на стальные листы нужной формы. Окна сделал и на другой фабрике, склеив 40 листов формованной фанеры. Проект стоил 100 тысяч фунтов (7,2 миллиона рублей по нынешнему курсу).
«Под мухой, но на луне»
Это лондонское здание было построено в 1780 году и раньше служило конюшней: через его сквозную арку перегоняли скот и перевозили товары к торговым лавкам вдоль Темзы. К тому времени, как за дом взялся Чиннек, он предназначался под снос. Дизайнер переделал фасад, разместив витрину, двери и окна низом кверху. Он использовал материалы, распространенные в этом районе города, чтобы обновленный дом легко слился с окружением.
«Фунт плоти за 50 фунтов»
«Фунт плоти» — скульптура в виде двухэтажного дома из 8000 парафиновых кирпичей, которую медленно собрали за три недели в ноябре 2014 года.
«След падающей звезды»
Эта инсталляция была установлена во время Лондонского фестиваля дизайна в 2015 году.