Яёи Кусама – 88-летняя художница, страдающая психическими расстройствами, продаёт картины за миллионы долларов
В 2008 году на аукционе Christie’s её работу продали за 5 100 000 долларов. Это рекорд среди ныне живущих женщин-художников. Кроме живописи Яёи Кусама создаёт мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции с чертами феминизма, минимализма, сюрреализма, поп-арта и абстрактного экспрессионизма. Она также проявила себя среди фильммейкеров, писателей, поэтов и дизайнеров одежды.
Японская художница Яёи Кусама (Yayoi Kusama) родилась в 1929 году в городе Мацумото. Мать применяла к ней физическое насилие, что сказалось на психике Яёи. Галлюцинации, навязчивые и суицидальные мысли появились у неё с детства. По совету психиатра Кусама занялась рисованием.
Проучившись в Школе искусств и ремёсел в Киото, она заинтересовалась европейским и американским авангардом, а в 1957 году переехала в Нью-Йорк. Амбициозная художница с историей психической болезни быстро создала себе яркий публичный имидж. В Штатах она стремительно завоевала репутацию лидера авангардного движения. Кусама проводила публичные перформансы с использованием любимого рисунка в горошек на телах обнажённых участников, создавала коллажи из фотографий своих арт-объектов и инсталляций, прославилась как неординарная личность.
Здоровье художницы ухудшилось, и в 1973 году она вернулась в Японию, начала писать сюрреалистические романы, рассказы и стихи. В 1977 Кусама по собственному желанию поступила в больницу для душевнобольных; её студия расположена неподалёку. В своей автобиографической книге художница написала, что страдает «деперсонализацией». Она часто повторяет: «Если бы не искусство, я бы уже давно себя убила».
«У горошка форма солнца, а оно – символ энергии всего мира и нашей жизни, а ещё он выглядит как луна; она такая спокойная. Круглый, мягкий, яркий, бессмысленный и несведущий. Горошек начинает двигаться… точки горошка – это путь к бесконечности», – говорит Кусама.
Она считает, что искусство должно приносить удовольствие и радовать окружающих, а тревоги превращать в чудесные «поля бесконечности».
Источник