10 советских сюрреалистических мультиков-шедевров
Наше детство было поистине удивительным — нам показывали массу необычных и даже странных мультфильмов, а мы всё в них воспринимали как данность.
В Советском Союзе были прекрасные условия для мультипликации: творцам не нужно было гнаться за прибылью, и они могли позволить себе самые смелые эксперименты. Получались настоящие шедевры, которые смотрят по всему миру.
Теперь мы выросли, и самое время взглянуть на них по-новому, чтобы насладиться полетом авторской фантазии. Мы уверены: вы будете поражены мастерством мультипликаторов и откроете для себя новые смыслы и образы.
Предлагаю Вашему вниманию 10 лучших необычных советских мультиков.
Крылья, ноги и хвосты (1985)
Начнем с ироничного мультика Александра Татарского про то, как жуликоватый гриф взялся обучать полету наивного страуса. Его отличает оригинальный сюжет и необычная манера рисунка. Всего четыре минуты, и слов минимум, но фразы из мультфильма расхватали на цитаты: «Крылья, крылья… Главное — ноги!», «Не умеешь — научим, не хочешь — заставим!», «Давай, страус, пошел! Работаем, работаем!».
В синем море, в белой пене (1984)
Произведения «Арменфильма» — это всегда головокружительная феерия: краски, яркая музыка, неожиданные превращения, странный юмор. А какие образы в этом мультфильме: морской царь ныряет в воду и становится ракетой, у дочки-русалки голова рыбы и огромные глаза, рыбы с фортепианными клавишами вместо плавников и мигалкой на голове! Это как сон, в котором все меняется прежде, чем мы успеваем понять, что же именно видели.
Пластилиновая ворона (1981)
Последняя часть трилогии Александра Татарского повествует о пластилиновой вороне. Что в ней сделали из поучительной басни «Ворона и лисица»! Рассказчики забывают сюжет басни и пытаются вспомнить его по ходу повествования, а в итоге получается замечательное пластилиновое безумие и оригинальный мюзикл, напеть который может почти любой житель бывшего СССР.
Медвежуть (1988)
Мультик про медведя, которому снятся сюрреалистические сны. В одном из них бобер-романтик мечтает стать птицей и все пытается высидеть чье-нибудь яйцо. Птицы, естественно, его рвения не понимают и гонят прочь. Бобру все-таки удается присоединиться к косяку перелетных птиц, но какой ценой! Во время подрывных работ он садится на круглый заряд, приняв его за яйцо, и взрыв подбрасывает его в облака. В мультике еще две прелестные истории в таком же духе о том, что наши мечты не всегда сбываются нам на пользу. (Кстати, бобер не пострадал).
Алиса в Стране чудес (1981)
Эта экранизация фантазии Кэрролла, по мнению многих, превосходит все прочие (включая и современные киноверсии вроде бертоновской). Думаем, писателю она бы понравилась. Психоделическая манера рисунка как нельзя лучше соответствует духу книги — мультипликаторам удалось создать неповторимую атмосферу сюрреализма и легкого безумия.
Контакт (1978)
Странный мультфильм озадачил не одного малыша. Не исключено, что многие принимали инопланетянина за какую-то огромную пугающую улитку. Самым простым и понятным в мультике была прекрасная музыка из «Крестного отца», которая и подружила землянина и гостя с другой планеты. Мультик философский, о том, что не стоит бояться незнакомого, и о том, что музыка и красота понятны без слов и могут сблизить самых чуждых другу другу существ.
Шкатулка с секретом (1976)
Музыкальная фантасмагория в стиле битловской «Желтой подводной лодки» («Yellow submarine»), в которой мальчик забирается в загадочную музыкальную шкатулку, чтобы узнать, как она работает. Красочный визуальный ряд дополняется глубоким смыслом: общество, как бы хорошо ни крутились все его винтики, нежизнеспособно без «секретного ингредиента» — поэзии, мысли, свободы.
Кто расскажет небылицу (1982)
Еще один шедевр талантливого Роберта Саакянца и киностудии «Арменфильм». Мультфильм полон необычных образов и игры воображения, чего стоит одно путешествие в… арбуз. Каждый кадр изобилует юмором и неожиданными деталями: сейф на застежке-молнии, глазок на дверях царских покоев и многое-многое другое. Здесь имитируется виртуозная «операторская работа» — движение «камеры» и изменение ракурса, как в хорошем кино.
Ежик в тумане (1976)
Этот список немыслим без потрясающего «Ежика в тумане» с совершенно неповторимой атмосферой и ощущением тайны. Картинка его почти монохромна, но эта скромность очень изысканна. Образы героев трактуются по-разному. Кто-то доходит до того, что в Белой Лошади видит божественное послание, а в походе Ежика к Медвежонку — путешествие сквозь границу двух миров, реального и потустороннего. Мультик этот любит далеко не каждый малыш, зато взрослые его обожают. Про него даже анекдот придумали, помните: «Лошадка-а-а, лошадка-а-а».
Падал прошлогодний снег (1983)
Сказка про жадного мужичка, который отправился в лес за елкой, — настоящее наслаждение для глаз и ума. Реплики героев, полные абсурдистского юмора, давно уже стали поговорками: «Маловато будет!», «Уж послала, так послала», «А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца». Мультик этот вызывает чувство чистой радости и у детей, и у взрослых.
Конечно, это не все сюрреалистические шедевры советской мультипликации, да и огромное наследие наших мастеров не вместить в одну подборку. Мы собрали только те, которые очень нравятся нам. Делитесь своими любимыми необычными мультиками в комментариях.
Источник